+7 (495) 212-91-91 +7 (495) 762-18-10 Разработка бизнес-планов для ведущих банков РФ

Низкая степень концентрации в ритейле

  • 15 Ноябрь 2015
  •    Торговые сети, с одной стороны, стимулируют рост товарооборота, удерживают низкие издержки благодаря эффекту от масштаба, формируют привлекательный ассортимент; но с другой стороны, не лишены и недостатков: на сетевых ритейлеров нередко жалуются местные производители, которые либо совсем не могут попасть на полки супермаркетов, либо попадают на невыгодных условиях.
       В 2013 году на долю торговых сетей приходилось около 22% оборота розничной торговли. За 5 лет этот показатель вырос на семь процентных пунктов. В обороте розничной торговли пищевыми продуктами, напитками, табачными изделиями доля торговых сетей по состоянию на апрель 2014 года составила 27,9%.
       Однако степень концентрации рынка в розничной торговле по-прежнему невысока. На долю трех крупнейших игроков в 2013 году приходилось около 10% оборота. Общее число магазинов у лидеров сетевой розницы - «Магнита», «Х5» и «Дикси» - на конец 2013 года составляла около 15 тысяч. Для сравнения, в Европе торговые сети формируют до 81% розничных продаж (в Австрии). Невысокая степень концентрации позволяет ожидать увеличение конкуренции в перспективе.

    Диаграмма 1. Доля трех крупнейших сетей в общем числе магазинов в 2013 г., %

    Источник: годовые отчеты компаний, ФСГС РФ, Intesco Research Group

       Процесс экстенсивного развития сетей продолжается за счет регионов. Туда идут как федеральные сети, так и появляются свои региональные. Наибольшее развитие торговые сети получили в Северо-Западном федеральном округе. Москва, которая традиционно опережает регионы по многим показателям, по развитию торговых сетей оказалась примерно в середине списка. В столице доля торговых сетей может вырасти в результате закрытия рынков, объектов нестационарной торговли рядом со станциями метро.
       Какие меры принесут торговой сети конкурентные преимущества? Во-первых, это повышение узнаваемости бренда, так как россияне демонстрируют высокую лояльность брендам. Во-вторых, работа в нескольких форматах. Лидеры рынка охватывают все ключевые форматы: гипермаркеты, супермаркеты, магазины у дома, дискаунтеры. Это позволяет максимально расширить целевую аудиторию за счет разных доходных групп. В-третьих, эффективная система логистики, которая позволит максимально оптимизировать процессы и снизить издержки. Например, «Магнит» развивает собственную логистическую систему, основанную на сети распределительных центров, собственном автопарке и автоматизированной системе управления запасами. Строительство распределительных центров, помимо оптимизации логистики, создает новые рабочие места в регионах, разгружает транспортные потоки, способствует привлечению местных производителей.

    Более подробную информацию вы можете узнать из исследования «Рынок ритейла. Торговые сети FMCG - 2014Рынок ритейла. Торговые сети FMCG - 2014» компании Intesco Research Group.
    Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.

  • Проектный опыт

    Создание придорожного комплекса в Смоленской области

    Обеспечение придорожного питания на оживленных автодорогах является сегодня довольно прибыльным бизнесом. При этом сама форма предоставления подобных услуг («забегаловки» и «кафешки») чаще всего оставляет желать лучшего. Инициаторы проекта открытия...

    Подробнее...
    Бизнес-проект центра ковроткачества в республике Дагестан

    С давних пор люди украшали жилище коврами. Кроме того, наличие ковров в доме свидетельствовали о достатке хозяев, но главное - ковры служили надежным способом защиты от холода. Нет такого уголка, где бы не ткали различные виды...

    Подробнее...

    Новости

    Статьи

    • Развитие рынка банковских карт в регионах

      Развитие рынка банковских карт в регионах

      09.12.15

      По данным на 1 января 2014 года в России был выпущено более 217 миллионов банковских карт. Большая часть этих карт относилась к расчетным картам без овердрафта и была выпущена в рамках зарплатных проектов.
      Однако рост рынка банковских карт обеспечивается в первую...

    • И снова в низкий ценовой сегмент

      И снова в низкий ценовой сегмент

      27.11.15

      В последнее время бытовая химия стала необходимостью в вопросах гигиены и поддержания чистоты в помещениях. Несмотря на то, что на этот товар существует устойчивый спрос, объем рынка бытовой химии в последние пять лет оставался постоянным, демонстрируя лишь незначительные изменения.