сравнительно маловероятным.
В результате этого объем урожая рапса оставался в последние годы достаточно стабильным – около 600 тыс. тонн – хоть и постепенно рос. А вот цены на рапсовое масло довольно быстро увеличивались, в первую очередь – подстегиваемые ростом спроса за рубежом.
Спрос вырос, урожай упал
Низкие урожаи в Европе (по различным оценкам, объем собранного рапса был на 20-25% меньше ожидаемого и необходимого), сообщения о низком урожае на Украине (в 2011 году ожидается итоговый намолот примерно 800 тыс. тонн против 1400 тыс. тонн в предыдущем году), в Канаде (около -5% по итогам 2011 года и, вероятно, еще -5% в 2012 году) и других регионах мира обещают привести к значительному повышению цен на рапсовое масло на территории Европейского Союза и, следовательно, в других регионах мира, подстегиваемых все увеличивающимися аппетитами европейцев.
Европейские эксперты ожидают в 2012 году увеличения импорта рапса в Европу до 3 млн. тонн (примерно на 20% выше, чем в предыдущем году). Конкуренцию ему обещает составить рост спроса в других регионах, наиболее крупным из которых является Китай – Национальный информационный центр Китая прогнозирует, что в 2011/12 году объем импорта увеличится на 40% и составит 1,8 млн. тонн рапса в результате роста спроса, вызванного расширением перерабатывающих мощностей.
Значит это кому-нибудь нужно
Несмотря на перспективность использования рапсового масла в качестве топлива, сегодня большая его часть потребляется в пищевой, косметической и некоторых отраслях химической промышленности.
В США и некоторых европейских странах потребление рапсового масла (а точнее – «масла канолы» – рапса с низким содержанием эруковой кислоты) на человека уже в 2005-2008 годах обогнало потребление сливочного, кукурузного, пальмового и, тем более, оливкового масла, став одним из наиболее распространенных видов масел на рынке. И сейчас его потребление продолжает расти опережающими темпами.
Рапсовое масло также используется в производстве некоторых видов химической краски (в основном, типографской), лубрикантов, косметики и даже свечей.
Использование рапсового масла в качестве автомобильного топлива также остается вероятной перспективой – от многих других видов биотоплива оно отличается меньшим содержанием поллютантов, что делает его выгоднее с точки зрения апологетов экологически чистого возобновляемого топлива.
Франция и Австрия уже имеют несколько предприятий по производству биодизеля из рапса, однако в настоящее время биодизель в основном добавляется в обычный дизель, приводя к его удешевлению, но не используется в качестве независимого вида топлива. Его перспективы также осложняются меньшей продуктивностью с гектара по сравнению с пальмовым и кокосовым маслами, не говоря уж о вероятном биодизеле из водорослей, способного мобилизовать для производства биотоплива неиспользуемые в настоящее время ресурсы океана.
Несмотря на это, в настоящее время спрос на рапсовое масло увеличивается сразу в нескольких отраслях промышленности, цены на него растут, а потолок рынка пока не заметен.
Более подробную информацию Вы можете найти в комплексном исследовании Intesco Research Group «Рынок рапса и рапсового масла. Текущая ситуация и прогноз».
При перепечатке необходимо ссылаться на Intesco Research Group.