+7 (499) 444-11-26 Реализация инвестиционных проектов в России

Российский рынок грузового автотранспорта. уже не на дне, ещё не на гребне

  • 15 Март 2012
  • Несмотря на сравнительно небольшую долю рынка, грузовой автотранспорт является более перспективным сегментом для «традиционных» российских производителей, чем легковой – он традиционно более успешен как на российском рынке, так и в экспорте, его компании легче пережили кризис, а перспективы его развития являются более радужными. Грузовой транспорт является приоритетным сегментом в программе развития отечественного автомобильного производства и в течение десятилетия должен будет увеличить свою долю на мировом рынке.

    Несмотря на сравнительно радужную перспективу, в недавнем прошлом рынок грузового автотранспорта переживал существенные проблемы. Вызванное кризисом падение спроса привело в 2009 году к сокращению рынка до 42 млрд руб., а производства – до 94 тыс. штук. Объем производства также восстанавливался заметно медленнее, чем в сегменте легковых автомобилей – высокая стоимость грузовой техники и отсутствие значимого спроса на нее в частном секторе позволяют значимо увеличивать объем ее производства только в периоды активного развития экономики, во время которых участники рынка склонны делать значительные инвестиции в основные фонды.

    Неустойчивое развитие экономики в настоящее время сдерживает восстановление этого сегмента – в 2011 году было произведено лишь около 207 тыс. грузовых автомобилей – примерно столько же, как и в 2004-2005 годах и примерно на 50 тыс. меньше, чем в 2006-2008 годах. Стоит отметить, что на фоне мирового рынка российские производители выглядят достаточно скромно, поскольку мировое производство грузовой и коммерческой техники в 2011 году уже превысило уровень 2007 года, достигнув абсолютного исторического максимума.

    Несмотря на такое сокращение спроса, предприятия сегмента являются весьма стабильными, не в последнюю очередь – благодаря наличию у них связей с предприятиями металлургической, химической и военной промышленности. Крупнейшим предприятием на рынке по-прежнему является ГАЗ. С 2006 года, однако, его доля в российском производстве постепенно сокращалась – если в 2006 году она составляла больше 60%, то к 2009-2011 годам сократилась примерно до 43-45%, достигнув минимума за последнее десятилетие.

    Его долю постепенно занимают производители, находящиеся на территории Татарстана – «КАМАЗ» и два подразделения «Соллерс» (бывшее «Северсталь-авто») – доля которых в посткризисном периоде выросла до 28-30% от общероссийского производства.

    Выводу рынка на прежний уровень может поспособствовать увеличение спроса в одном из основных секторов: промышленности, внутригородских транспортных перевозках (перевозке потребительских товаров, как долгосрочного, так и краткосрочного пользования) и военном секторе.
    Спрос на грузовые автомобили в военном секторе можно сразу охарактеризовать как непрогнозируемый – информации о нем слишком мало, чтобы можно было судить о долгосрочных тенденциях, а спрос подчиняется не рыночным, а политическим законам.

    Экономика и промышленность России в целом восстановились после кризиса 2008 года. И хотя в 2011 году индекс промышленного роста составил лишь 4,7% (при среднем индексе в 2003-2007 годах на уровне 7%), однако в дальнейшем можно ожидать его нового увеличения до уровня 5-8%. Вместе с постепенно стабилизирующейся ситуацией в финансовом секторе и увеличением доступности средств можно ждать нового увеличения спроса на грузовые автомобили – пусть, возможно, и не на уровне лучших 2006-2007 годов, но по крайней мере не меньше, чем в 2005 году.

    Поскольку в междугородних перевозках железнодорожный транспорт по-прежнему является основным, спрос на грузовые автомобили в транспортных перевозках обеспечивается в основном внутригородскими и внутрирегиональными перевозками. И вот оборот оптовой и розничной торговли в последние несколько лет постоянно растет – даже кризис 2008 года привел лишь к замедлению этого роста – рост физического оборота оптовой торговли сократился с 5-10% годовых до 2-3%, однако в 2011 году уже наблюдалось оживление торговли.

    Таким образом, в течение одного-двух лет возврат к высоким темпам прироста торговой и промышленной активности российских предприятий должен будет стимулировать новое увеличение спроса на грузовую технику.

    Более подробную информацию можно узнать из исследования «Российский и мировой рынок грузового транспорта. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.

    При перепечатке необходимо ссылаться на Intesco Research Group.