+7 (499) 444-11-26 Реализация инвестиционных проектов в России

ГЧП-проекты в транспортной инфраструктуре – опыт двух столиц

  • 21 Ноябрь 2014
  • Наиболее распространенными и самыми значимыми с точки зрения получаемого эффекта и масштаба являются проекты государственно-частного партнерства в транспортной инфраструктуре. По оценке Intesco Research Group, в этой сфере на разных стадиях осуществляется почти каждый четвертый ГЧП-проект. Но есть и другая сторона: такие проекты самые ресурсозатратные, в виду чего одновременно высокорискованные.

    Интересным представляется опыт Москвы и Санкт-Петербурга: именно в этих городах были реализованы и реализуются наиболее характерные и известные проекты с применением механизмов государственно-частного партнерства.

    Российские ГЧП-проекты в транспортной инфраструктуре изначально воспринимались как многомиллиардные федеральные проекты с «ручным» управлением в виду своей масштабности. Но сегодня благодаря более качественной разработке нормативно-правовой базы, а также наличия накопленного опыта проекты становятся более проработанными и выгодными обеим сторонам, а также менее рискованными.

    В Санкт-Петербурге на начало 2014 г. зарегистрировано 5 ГЧП-проектов в транспортной инфраструктуре: 3 – в секторе автодороги, 1 – аэропорт, и 1 в логистике. Среди них наиболее известные – это Западный скоростной диаметр (реализуется с 2003 г.) и реконструкция аэропорта Пулково (2010-2013 гг.). Второй проект был даже назван сделкой года в инфраструктурном мире в двух тематических иностранных журналах (Infrastructure Journal и Infrastructure Investor). Собственно, успешный опыт реализации по большей части этих двух проектов и поставил Санкт-Петербург на первое место среди регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства (по версии Центра развития ГЧП при поддержке Министерства экономического развития и Торгово-Промышленной палаты РФ), и именно они стали своеобразным символом развития механизмов ГЧП в России. Но уже сегодня в Санкт-Петербурге реализуются менее объемные, и потому более интересные с точки зрения опыта для других регионов проекты.

    Так, в жилом комплексе «Славянка» реализуется транспортно-инфраструктурный ГЧП проект по строительству и эксплуатации автомобильных дорог (к слову, в этом же жилом комплексе в формате ГЧП происходит также развитие и социальной инфраструктуры). Инициатором проекта стало Правительство города. Почти 8 км бесплатных дорог построит и будет в течение 10 лет эксплуатировать выигравший конкурс частный инвестор. Стоимость строительства обозначена в документации как 1,1 млрд рублей. После строительства объекты будут выкуплены городом, размер же вознаграждения был указан частным инвестором в конкурсной документации.

    В Московском регионе 4 транспортных ГЧП-проекта, и только один непосредственно в Москве (построенная станция метро Мякинино). Остальные принадлежат к автодорогам, оформлены в Московской области, и относятся к федеральному уровню.

    Уже реализованный проект – Северный обход города Одинцова – привлек более 10 млрд руб. частных инвестиций (из 23,7 млрд руб. стоимости проекта). Проект был реализован в рамках концессионального соглашения. В 2014 г. концессионер Северного обхода Одинцово уже может получить 776,6 млн рублей выручки.

    В проекте по строительству скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург (на участке 15-й км – 58-й км), находящемся в стадии реализации, было привлечено уже 36,6 млрд руб. частных инвестиций, что, по оценке аналитиков Intesco Research Group составляет долю в 55% от общего объема вложенных в проект средств. Концессионное соглашение было заключено с компанией, входящий в группу Vinci», Франция. Частный инвестор строит и эксплуатирует (временное владение) построенный объект в течение срока действия соглашения. Источник финансирования проекта на стадии эксплуатации и одновременно возврат вложенных на стадии строительства средств будет осуществляться за счет сбора концессионером платы с пользователей объектом в свою пользу.

    Но, пожалуй, самым масштабным в регионе является проект по строительству центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (ЦКАД) Стоимость проекта оценивается в 350 млрд руб., более того, еще столько же средств планируется привлечь на развитие инфраструктуры вокруг ЦКАД. При этом, уже определен тариф проезда по кольцевой: 2,32 рубля за километр. По словам председателя правления Росавтодора Сергея Кельбаха, тариф считается социально ориентированным: учитывая платежеспособность тех, кто пользуется дорогами, такая стоимость должна быть вполне приемлемой.

    Успешный опыт работы частного сектора с государственным в рамках транспортных инфраструктурных проектов разных масштабов говорит и жизнеспособности механизма ГЧП в этой отрасли. При этом решающей стороной является, естественно, деятельность региональной власти. То, каким образом она готова распределять обязанности и риски, находить подход к бизнесу и мыслить «экономически целесообразно», особенно в таких комплексных сферах, как транспортная инфраструктура, не говоря уже об уровне разработанности нормативно-правовой базы, будет влиять на состоятельность подобных инвестпроектов и вообще желание бизнеса работать с государственной властью, используя механизмы государственно-частного партнерства.

    Более подробную информацию можно узнать из работы «Механизмы ГЧП в России: текущая ситуация и перспективы» компании Intesco Research Group.

    Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.