+7 (499) 444-11-26 Реализация инвестиционных проектов в России

Ресторанный рынок двух столиц

  • 30 Сентябрь 2012
  • Ресторанный рынок двух столиц ежегодно пополняется новыми игроками. Эти регионы являются наиболее выгодными с точки зрения открытия бизнеса, так как уровень жизни, а, следовательно, и объемы потребления здесь сравнительно выше, чем в других субъектах РФ. Однако нужно заметить, что постепенно интерес рестораторов и инвесторов распространяется на Уральский и Сибирский округа, там в последние годы активно развивается сфера делового туризма и, вместе с тем, заметно увеличение доходов населения. Интерес крупных сетевых игроков, прежде всего, концентрируется на региональных столицах: Екатеринбург, Красноярск, Уфа.

    Постепенно у среднего класса, населяющего крупные российские города, как и у европейцев и американцев, формируется привычка «выходить» на бизнес-ланчи, проводить деловые встречи и значимые переговоры в известном ресторане, кофейне, ужинать за пределами дома. В связи с этим в местах общественного питания сильно выросло количество специальных предложений на обеды, в ряде случаев дополненные еще и завтраками.

    Наиболее популярным московским рестораном в первом полугодии 2012 года считался Baccarat Cristal Room, с авторской и европейской кухней. С 1764 года бренд Baccarat был и остается мировым лидером по производству эксклюзивных изделий из хрусталя. А первый ресторан Maison Baccarat, являющийся флагманом, был открыт в Париже. В Санкт-Петербурге, по данным портала «Ресторанный рейтинг», наибольшей популярностью пользовался ресторан «Гюлистан» с авторской и восточной кухней.

    И в Москве, и в Санкт-Петербурге широко представлена европейская кухня. Но если в северной столице вторую по распространенности позицию занимает традиционная русская кухня, то московские рестораторы предпочитают итальянскую. Третью позицию в рейтинге популярности занимает русская кухня в Москве и японская/китайская – в Санкт-Петербурге.

    В последние годы активно внедряются специальные меню, некоторые из которых являются сезонными. Например, постное. Нужно сказать, что по наличию дополнительного меню Санкт-Петербург пока сильно отстает от российской столицы. Если в Москве бизнес-ланч предлагают больше трети ресторанов, то в Питере этот показатель не дотягивает и до 10%. Это объясняется высокой концентрацией бизнесменов и деловых людей именно в Москве, по сравнению с туристической северной столицей. Для людей, следящих за своим здоровьем, предлагается фитнес меню – в 89 ресторанах Москвы и в 11 заведениях Санкт-Петербурга. Часто эти заведения совмещены со спортивными клубами.

    Для удовлетворения запросов религиозных групп также предлагаются кошерное и халяльное меню. Наибольшее количество халяльных кафе и ресторанов расположено в Центральном округе Москвы, меньше всего – в Северном. Всего их насчитывается около 25 по всему городу.

    Столичные ресторанные рынки отличают высокие темпы роста: ежемесячно в Москве открывается как минимум десять новых ресторанов, и подобная тенденция роста сохранится в течение ближайших пяти лет. Однако заведений общественного питания в Москве и Питере по сравнению с другими мировыми мегаполисами по-прежнему не так много. Например, в Париже насчитывается 17 тысяч ресторанов, баров и кафе при населении немногим больше двух млн, тогда как в Нью-Йорке их 20 тысяч. А в российских городах эта цифра не превышает и 10 тысяч заведений. Вместе с тем, высокая туристическая и инвестиционная привлекательность российских столиц делает необходимость развития предприятий общественного питания особенно актуальной.

    В целом, обороты общественного питания, также демонстрируют растущую динамику. По итогам прошедшего 2011 года объем рынка московских ресторанов, баров, а также кафе и столовых достиг 135,2 млрд руб. Высокий темп роста на уровне 12,6% позволяет говорить о выходе из кризиса 2009-2010 гг., когда рынок рос заметно медленнее. Оборот рынка общественного питания в аналогичный период в Санкт-Петербурге составлял 50,6 млрд рублей, что на 10% больше, чем в предыдущем году. Нужно отметить, что больше половины оборота рынка в обоих городах приходится на сегмент фаст-фуда.

    В период кризиса на рынке общественного питания произошло усиление внимания к среднему и эконом-сегментам. В целях сокращения трат на развлечения люди стали предпочитать бюджетный отдых в демократичных ресторанах. Именно на этот ценовой сегмент приходится большая часть рынка. Согласно оценкам экспертов Intesco Research Group, около 29% ресторанов Москвы имеют средний чек от 500 до 1 тыс. руб., в Питере аналогичный показатель составляет 31,7%. Сравнительно большее количество ресторанов все же работает в диапазоне среднего чека от 1 тыс. руб. до 1,5 тыс. руб. – в обеих столицах соответственно 30,9% и 33,4% заведений. Наименее популярными среди ресторанов являются диапазоны цен «до 500 руб.» и «свыше 4 тыс. руб.».Положительным фактором для развития демократичного сегмента является рост среднего класса. В России наметилась явная тенденция к усилению его позиций в обществе. Именно на эту прослойку общества делают ставку многие сферы бизнеса. Согласно данным Независимого института социальной политики, в стране к этой прослойке можно причислить уже порядка 25% россиян, а в недалеком будущем при условии экономической стабильности ее численность может достичь 50% населения. К тому же на сегодняшний день гораздо успешней продвигается продукция или услуга, нацеленная на средний класс.Таким образом, можно ожидать, что в ближайшие годы на рынке общественного питания будет происходить опережающее развитие среднеценового сегмента, который представлен двумя основными форматами: fast food и casual dining. В целом же горожане все меньше предпочитают уличные закусочные и кафетерии, заполняя сегмент демократичных ресторанов.

    Более подробную информацию Вы можете найти в комплексном исследовании «Рынок ресторанов Москвы и Санкт-Петербурга» компании Intesco Research Group.

    При перепечатке необходимо ссылаться на компанию Intesco Research Group.