В 2012 году розничная продажа безалкогольных напитков на территории РФ достигла 229,1 млрд рублей. Это на 17,5% больше, чем в предыдущем году, когда реализация продукции лишь незначительно превысила показатели 2010 года. Самым большим сегментом в структуре продаж, как в натуральном, так и в стоимостном выражении являются газированные напитки. Учитывая, что и российский рынок уже находится под властью мировых корпораций Coca-Cola и PepsiCo, а доли газированных напитков в их обороте соответственно составляют 60% и 25%, это вполне реальная картина. Однако, во всем мире, началось смещение спроса на газировку в пользу более натуральных безалкогольных напитков. Так, в США, Канаде уже не один год продолжается сокращение потребления газированных напитков, что связано с пропагандой здорового образа жизни.
Рынок соков и нектаров в России достаточно емкий, из рекомендуемых 50 литров на человека в год, каждый житель не потребляет даже половину. Однако, натурального и во фруктовых и овощных напитках не так много, как кажется. Относительно дешевыми нектарами, которые зачастую разбавляют больше чем нужно, прилавки уже заполнены, а вот качественных соков не так много, не говоря уже о продукции прямого отжима. На российском рынке происходит смещение спроса в сегмент натуральных соков, функциональных обогащенных напитков.
Продажи безалкогольных напитков колеблются в течение года. В первом квартале традиционно наблюдается спад, связанный как с холодным временем года, так и со снижением доходов населения. С наступлением теплого времени продажи безалкогольных напитков увеличиваются. На четвертый квартал также приходится рост объемов продаж в стоимостном выражении, связанный с годовой динамикой располагаемых доходов и праздниками.
На рынке соков также существует четко выраженная сезонность, которая в то же время смещена относительно рынка прохладительных безалкогольных напитков. Спрос на сок растет осенью, зимой и весной, а у газированных напитков и воды пик спроса приходится на лето. В летний период гораздо выше спрос на сокосодержащие напитки, а нектары и 100% соки пользуются гораздо меньшим спросом. Таким образом, с декабря по апрель востребованность соковой продукции увеличивается в общей сложности на 40-50%, в летний период спрос на соки падает.
Что касается спроса в региональном разрезе, то больше всего безалкогольной продукции реализуется в Москве. На ее долю в 2012 году приходилось 12,5% розничных продаж. Практически такую же долю формировала Московская область. Если присутствие второго региона в структуре по отношению к 2011 году выросло на 1,6 п.п., то региона-лидера, напротив, сократилось на 1,2 п.п. Спад был зафиксирован также для доли Санкт-Петербурга – на 1,9 п.п.
Из первых семи крупнейших регионов, практически все сократили свои доли в структуре продаж безалкогольных напитков, за исключением Московской и Свердловской областей. Последний субъект за год увеличил долю в два раза, до 3,2%.
Диаграмма. Изменение региональной структуры розничных продаж безалкогольных напитков в РФ в стоимостном выражении в 2009-2012 гг., %
Источник: Intesco Research Group
Интересно, что в оптовых продажах безалкогольных напитков, наблюдается иная региональная структура.
Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок фруктовых соков: прогноз на 2013-2016 гг.» компании Intesco Research Group.
При перепечатке необходимо ссылаться на компанию Intesco Research Group.