Рынок хлеба и хлебобулочных изделий менее любого другого продовольственного рынка подвержен влиянию рыночного механизма, поскольку государство осуществляет преемственность в его регулировании от предыдущего социально-экономического уклада. Исключительная значимость хлеба и хлебобулочных изделий как продуктов наиболее важных для жизни человека относит их к товарам стратегического назначения, а для граждан – к продуктам первой необходимости и постоянного неотлагаемого спроса. Поэтому рынок демонстрирует стабильность, предсказуемость и позволяет его игрокам продолжать развитие своего бизнеса.
Независимо от того, что хлеб и хлебобулочные изделия являются товарами первой необходимости, величина спроса приводит к снижению объема рынка. Сокращение объема российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий в качестве тенденции проявлялось с 2007 года. Годы кризиса и неблагоприятные погодные условия в 2010 году не повлияли на конъюнктуру рынка. По данным исследования «Рынок хлеба и хлебобулочных изделий – 2012» проведенного компанией Intesco Research Group, объем отечественного рынка в 2011 году продолжил сокращаться и лишь немногим не достиг 7 млн тонн. В 2012 году темп сокращения объема рынка продолжал снижаться и по итогам года его сокращение уменьшится по сравнению с предыдущим годом на 0,1%.
Специалисты компании прогнозируют, что вступление России в ВТО практически не отразится на рынке хлеба и хлебобулочных изделий, однако сегмент продукции длительного хранения может заинтересовать зарубежных производителей. В текущем году почти весь объем рынка хлеба и хлебобулочных изделий заполнит продукция отечественных производителей, а доля импорта не превысит 0,13%.