+7 (499) 444-11-26 Реализация инвестиционных проектов в России

Старость не радость: обзор российского парка легковых автомобилей

  • 03 Июль 2014
  • Нет никакой нужды обращаться к статистическим данным, чтобы с уверенностью сказать: «Машин становится больше». Статистика лишь подтверждает данное утверждение. Так, только за последние 3 года, с 2010 по 2013 гг., российский автопарк увеличился почти на 7,5 млн автомобилей, составив более 48 млн единиц. При этом количество легковых автомобилей увеличивалось несколько более динамично, чем объем автопарка в целом, - среднегодовые темпы прироста легкового автопарка превысили 6%. За счет этого, доля легковых автомобилей в общей структуре также увеличивалась в среднем на 0,4 п.п., составив в 2013 году более 85%.

    График 1 Динамика объема российского автопарка и доля легковых автомобилей в 2010 - 2013 гг.


    Источник: Федеральная служба государственной статистики, Госавтоинспекция МВД, Intesco Research Group

    Почти половину всех российских легковых автомобилей составляли в 2012 году автопарки Центрального и Приволжского федеральных округов: в ЦФО была зарегистрирована почти треть машин, а на долю ПФО приходился каждый пятый автомобиль. Наименьший же объем легкового автопарка – в Дальневосточном и Северо-Кавказском округах: в сумме их доля не превышала и 10% от общего числа автомобилей в стране.

    Примечательно, что автопарк одной лишь Москвы в 2012 году более чем на 200 тыс. единиц превосходил совокупный автопарк вышеупомянутых федеральных округов. На втором месте, вполне ожидаемо, располагался Санкт-Петербург, а за ним следовал Краснодарский край: их показатели за аналогичный период превысили 1,5 млн ед.

    При этом регионы-лидеры по числу автомобилей вовсе не являются таковыми по уровню обеспеченности населения. Наиболее высокая обеспеченность была зарегистрирована в 2012 году в Камчатском крае, где почти на каждого второго жителя приходилось по автомобилю, что в полтора раза превышало средний показатель по стране. Также более 350 автомобилей на тысячу человек приходилось в Приморском крае и Рязанской области.

    Но, к сожалению, на фоне постоянно растущего парка легковых автомобилей не происходит его обновление, без которого невозможно в полной мере рассуждать о гармоничном развитии автомобильного рынка. На начало 2013 года возраст половины всех легковых автомобилей в России превышал 10 лет, треть транспортных средств находилась в диапазоне от 4 до 10 лет и лишь 17% составляли автомобили до 3 лет.

    Государством принимаются различные меры поддержки автомобильной отрасли, реализуется программа развития промышленности. Так например, согласно «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» по итогам реализации запланированных мероприятий ожидается увеличение парка легковых автомобилей на четверть, а обеспеченности населения – более чем на 8%, однако без эффективного комплекса задач по обновлению парка и их реализации такое увеличение немногого стоит.

    Более подробную информацию вы можете узнать из работы «Рынок легковых автомобилей: комплексный анализ и прогноз до 2016 года» компании Intesco Research Group.

    При перепечатке необходимо ссылаться на компанию Intesco Research Group.