Малое и среднее предпринимательство, представителей которого в России в 2012 году насчитывалось более 2 миллионов, – неотъемлемая составляющая экономики любой страны, и гармоничное развитие эффективной экономической системы немыслимо без поддержки представителей данных групп. Помимо прочего, чрезвычайно важно расширять зоны присутствия и объемы поставок отечественной продукции на зарубежные рынки, в том числе и продукции МСП.
Однако предпринимателю далеко не всегда представляется возможным самостоятельно осуществить выход на международные рынки по целому ряду таких причин, как: наличие таможенных, фискальных и административных барьеров; ограниченный доступ к финансовым средствам; затраты, связанные с продвижением товара; незнание специфики зарубежных рынков, языка и пр.
Для решения данных проблем был создан ряд документов, например Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», в которой Министерством экономического развития запланировано формирование в общей сложности более двухсот объектов инфраструктуры поддержки МСП, среди которых бизнес-инкубаторы, промышленные парки, технопарки, центры компетенций. На реализацию мер, предусмотренных Подпрограммой за период 2013 – 2015 гг. планируется потратить почти 100 млрд руб.
График 1 Общее число созданных объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013 - 2015 гг., ед.
Источник: Распоряжение Правительства РФ от 20.07.2013 N 1260-р, Intesco research Group
Помимо этого, реализуется так называемая дорожная карта, - План мероприятий «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». а механизмы финансирования предприятий регулируются Федеральной финансовой программой по поддержке малого и среднего предпринимательства (Постановление Правительства №178).
Интересно также, что в своей деятельности по данным направлениям Минэкономразвития не ограничивается собственными разработками, но и обращается к опыту других стран. Например, в рамках семинара для руководителей региональных центров поддержки экспорта в 2013 году, на котором, помимо прочего, былирассмотрены лучшие практики поддержки ВЭД МСП Бразилии, Великобритании, США.
Однако говорить о положительном эффекте еще рано, если даже помощник Президента сомневается в эффективности реализуемых мер: «Где поддержка экспорта? ЭКСАР работает, а где остальные механизмы? Сейчас еще торгпредства стали работать. Где кредитная поддержка? <…> Сколько гарантий реально выдано малому бизнесу?»
Ранее неэффективность поддержки экспорта уже отмечалась и самим Президентом. Тогда было указано не практически полную недоступность механизмов развития экспорта для малого и среднего бизнеса. В феврале 2014 года данную проблему вновь затронул Председатель Правительства, акцентировав внимание на необходимости модернизации существующей структуры поддержки несырьевого экспорта.
Более подробную информацию вы можете узнать из работы «Мировой рынок мяса: баланс спроса и предложения» компании Intesco Research Group.
При перепечатке необходимо ссылаться на компанию Intesco Research Group.
Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.