+7 (499) 444-11-26 Реализация инвестиционных проектов в России

Легкий способ бросить ввозить

  • 06 Август 2014
  • С каждым годом все больше и больше иностранных компаний производителей легкового автотранспорта приходят на российский рынок, строят предприятия, берут на себя обязательства по промсборке, локализуют производство, наращивают мощности, обеспечивают россиян рабочими местами, выпускают продукцию, в конце концов.

    В то же время импорт готовых легковых автомобилей в 2013 году снизился почти на 20%, и это только начало. Государство заинтересовано в росте российского рынка за счет развития автомобильной промышленности, а не увеличении объемов импорта, о чем Минпромторг достаточно ясно заявил в «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года».

    Мероприятия, предусмотренные данным документом, направлены, в том числе, на увеличение доли отечественной продукции в общем объеме потребления до 80% и, как следствие, снижения доли импорта на рынке до 20%, однако считать ли данные показатели реальными или, во всяком случае, легко достижимыми?

    Всерьез озаботившись судьбой российского автопрома, органами государственной власти не только принимаются протекционистские меры, в первую очередь, в области тарифного регулирования, но и создаются в целом благоприятные условия для автопроизводителей в России.

    Средняя ставка на импортные автомобили в 2013 году составляла около 25%, в то время как предприятия, выпускающие иномарки на территории России в рамках соглашения о промсборке, имели возможность ввозить требуемые компоненты по льготным ставкам 0%-5%.

    Это, а также ряд других факторов, привело к тому, что на протяжении последних трех лет, с 2011 по 2013 гг., имела место отрицательная динамика доли импорта, ежегодный отрицательный прирост составлял около 2 п.п. Таким образом, импортная продукция занимала немногим более трети на рынке легковых автомобилей в 2013 году.

    Диаграмма 1 Доля импорта на российском рынке легковых автомобилей в 2011 - 2013 гг., %

    Источник: Федеральная служба государственной статистик, Министерство промышленности и торговли, Федеральная таможенная служба, Intesco Research Group

    Однако к 2018 – 2019 гг. ситуация может несколько измениться. Отмена льготных тарифов на автокомпоненты и снижение размера импортных пошлин на треть может привести к тому, что импорт не только прекратит снижение, но и в определенный момент, вполне вероятно, приобретет некоторую положительную динамику объемов. Как бы то ни было, возможен вариант, при котором государство компенсирует производителям потери от подобного рода пертурбаций, ведь часть соглашений по сборке были заключены вплоть до 2020 года.

    Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок легковых автомобилей: комплексный анализ и прогноз до 2016 года» компании Intesco Research Group.

    При перепечатке необходимо ссылаться на компанию Intesco Research Group.

    Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.