+7 (499) 444-11-26 Реализация инвестиционных проектов в России

Развитие сетевой торговли в разрезе регионов и форматов

  • 09 Август 2014
  • Торговые сети X5 Retail Group - одни из ведущих игроков на российском рынке продуктовой розницы. Группа компаний охватила все самые популярные форматы: магазин «у дома», супермаркет, гипермаркет.

    По итогам 2013 года наиболее активный рост отмечался у форматов экспресс-ритейл и магазинов «Пятерочка». Их торговые площади выросли на 32% и 19% соответственно, а число магазинов увеличилось на 41% и 21%. Несмотря на то, что по относительным показателям прироста лидировал формат экспресс-ритейла, по сравнению с 2012 годом абсолютные значения прироста торговой площади снизились, а у магазинов «Пятерочка», наоборот, увеличились. Число открытых магазинов снизилось для обоих форматов. Таким образом, средний размер торговой площади открываемого магазина для «Пятерочки вырос с 281 до 336,5 квадратных метров, а экспресс-ритейла – снизился с 218,9 до 155,2 квадратных метров.

    Если рассматривать развитие сетей в региональном разрезе, то основной вклад в прирост торговых сетей «Пятерочка» вносили регионы помимо Центрального и Северо-Западного регионов (12,1%). Экспресс-ритейл же в первую очередь развивался в Центральном регионе. Отметим, что, несмотря на небольшой вклад формата экспресс-ритейл в общую выручку группы, в 2013 году он показал прирост на 62% - это один из самых больших показателей, уступающий только приросту выручки стола заказов Е5.

    У другого лидера продуктового сетевого ритейла – сети «Магнит» максимальный прирост выручки в 2013 году наблюдался у магазинов формата «Семейный» и косметических магазинов. Сеть росла преимущественно за счет магазинов в формате «у дома» - их стало больше на 1 154 единицы. В относительном выражении максимальный прирост отмечался для магазинов формата «Семейный» (+130%). Прирост торговой площади был наибольшим у формата «Семейный» и гипермаркетов. При этом средняя торговая площадь открывающихся магазинов в 2013 году также уменьшилась.

    Основной рост сети произошел в Центральном и Приволжском федеральных округах (32% и 30% от общего числа новых магазинов).

    Третья группа компаний, входящая в число ведущих на розничном рынке, - «Дикси» - сконцентрирована на формате «у дома», большая часть её магазинов располагается в Центральном округе. За первые три квартала 2013 года торговая площадь магазинов выросла на 24%, при этом средняя площадь в расчете на один магазин практически не изменилась.

    Таким образом, общими тенденциями для ведущих игроков сетевой розницы в 2013 году стали увеличение числа магазинов, как за счет регионов, так и за счет расширения сети в центральной части страны. Отмечалось уменьшение торговой площади открываемых магазинов. По большинству форматов выручка в расчете на квадратный метр снизилась, исключение составили магазины «Пятерочка» и косметические магазины «Магнит».

    Более подробную информацию вы можете узнать из работы «Рынок ритейла. Крупнейшие торговые сети – 2013» компании Intesco Research Group.

    При перепечатке необходимо ссылаться на компанию Intesco Research Group.

    Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.