+7 (499) 444-11-26 Реализация инвестиционных проектов в России

Рынок дополнительного образования

  • 13 Сентябрь 2014
  • Рынок дополнительного образования в России является, с одной стороны, несбалансированным, а с другой стороны, по большинству программ – высококонкурентным. Курсы могут иметь одинаковые названия и обладать абсолютно разным объемом и содержанием, предоставляемым в течение нескольких часов, недель и месяцев.

    После того, как в сентябре 2013 г. был отменен государственный образец документов о дополнительном образовании, ведущую роль стали играть имидж и репутация учреждений, оказывающих образовательные услуги, и, конечно же, стоимость услуг.

    Объемы оказанных платных образовательных услуг во всех регионах России в стоимостном выражении в 2008-2013 гг. ежегодно росли. Лидерами по темпам прироста стали, по оценке Intesco Research Group, субъекты Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов, хотя доля обоих ФО не превышает в общероссийской структуре и 10%. В реальных же объемах наибольшее увеличение было достигнуто в Республике Башкортостан – объем оказанных платных образовательных услуг увеличился к 2013 г. на 7,8 млрд по сравнению с 2008 г. до значения в 24,8 млрд руб. (рост более 80%). Также высокие показатели были достигнуты, помимо двух столиц, в Волгоградской области.

    Диаграмма 1. Структура объемов платных образовательных услуг по федеральным округам России в 2013 г.

    Источник: Intesco Research Group

    Наиболее популярными были и остаются языковые курсы. В данном сегменте в виду высочайшей конкуренции наибольшую роль оказывает репутация заведения (включая субъективную оценку слушателем результативности пройденных курсов и общих ощущений, полученных во время занятий), стоимость услуг и месторасположение центра. По оценке аналитиков Intesco Research Group, порядка трети российских языковых школ предлагают к обучению только один иностранный язык – английский.

    Остаются востребованными краткосрочные семинары и тренинги, посвященные какой-либо узкой тематике (например, ораторское искусство или психология продаж), правда, в виду существования на рынке большого количества бесплатных мероприятий и частоты проведения тренингов непрофессионалами, самым острым и проблемным вопросом в последние годы стало качество подобных услуг.

    Помимо курсов и семинаров для индивидуального прохождения, рынок корпоративного обучения, по данным аналитиков Intesco Research Group, снова имеет положительные темпы прироста. Бизнесу выгодно иметь в числе своих сотрудников высококвалифицированный персонал: это улучшает как общий имидж компании на рынке (среди клиентов и будущих сотрудников), так и репутацию компании среди потенциальных партнеров и во время тендерных процедур.

    При этом объем расходов на корпоративное обучение (если подобная строка расходов в принципе присутствует) является одним из катализаторов финансового состояния компании или рынка в целом: при возникновении определенных трудностей происходит быстрое сокращение показателя.

    Более подробную информацию вы можете узнать из работы «Бизнес-план учебного центра по изучению иностранных языков (с финансовой моделью)» компании Intesco Research Group.

    При перепечатке необходимо ссылаться на компанию Intesco Research Group.

    Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.