Лизинг представляет собой достаточно удобный финансовый продукт для приобретения нового имущества. Такой финансовый механизм представляет интерес тем, что, является более доступным по сравнению с кредитом, поскольку не обязует потребителя предоставлять обеспечение по кредиту в виде залога или первоначального взноса. Для юридических лиц лизинг позволяет минимизировать налог на имущество, поскольку имущественные права на предмет лизинга принадлежат лизингодателю, а в случае принятия организацией имущества на баланс еще и возможность применения механизма ускоренной амортизации.
В России крупные лизинговые компании отдают предпочтения клиентам-юридическим лицам. Для физических лиц лизинговые продукты менее распространены. Пока относительно стабильным спросом среди физических лиц пользуется подобие автокредита – «лизинг» автомобилей. Но на практике лизингом для физических лиц обычно называют такую процедуру, как договор найма-продажи с отсрочкой передачи права собственности или аренды с правом выкупа. Между тем, в конце 2013 года банк ВТБ-24 было анонсировано введение в первом квартале 2014 года нового продукта жилищный лизинг. Продукт ориентирован на высокорисковых заемщиков, которые не могут официально подтвердить свой доход и отказываются от страховых программ.
В 2013 году российский рынок лизинга продемонстрировал сокращение: -1,5% по сравнению с предыдущим годом – до 1,3 трлн руб. Межу тем стоимость имущества новых сделок увеличилась на 1,7% по сравнению с предыдущим годом. При этом следует обратить внимание, что около половины новых сделок было сконцентрировано в Москве (порядка 42,2%).
В 2013 году драйверами развития рынка лизинга для юридических лиц были такие сегменты, как авиатранспорт, который развивается в соответствии с потребностями в обновлении парка воздушных судов, и автотранспорт.
С текущем 2014 году ожидается обновление автопарка, приобретенного в 2010-2012 гг., и поэтому возможно, что сегмент автомобильного лизинга продолжит положительную динамику. Однако аналитики Intesco Research Group склонны к мнению, что сильная девальвация российского рубля, сотрясающая нашу экономику в последние три месяца, в сочетании со стагнирующим сектором грузоперевозок автотранспортом приведет к отрицательным показателям российского рынка лизинга. К основным рискам развития рынка причисляют также отток капитала и снижение инвестиционной активности, характеризующие российскую экономику в 2014 году.
Более подробную информацию вы можете узнать из работы «Российский рынок лизинга – 2013» компании Intesco Research Group.
При перепечатке необходимо ссылаться на компанию Intesco Research Group.
Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.