+7 (499) 444-11-26 Реализация инвестиционных проектов в России

Нетрадиционные овощные культуры для российских теплиц

  • 10 Февраль 2015
  • Российские тепличные хозяйства сейчас разделены на два лагеря, оставшиеся «в наследство» от СССР и новые, высокотехнологичные комбинаты. Вторые пока составляют меньшинство и концентрируются рядом с крупными городами (Москва и Санкт-Петербург), где спрос наиболее платежеспособен.

    Именно на потребителей ориентирован ассортимент теплиц. Столичные имеют более разнообразный перечень культур (шпинат, мята, ягоды, и прочие). Региональные хозяйства, расположенные в ЮФО (порядка 15 предприятий), наоборот, узко специализируются на традиционных томатах и огурцах, выращивание которых у них уже давно налажено, сроки вызревания и хранения прогнозируемы, а рынок понятен. Уровень конкуренции из-за этого очень высок, оптовые покупатели могут себе позволить выбирать, у какого именно поставщика, и по какой цене им будет выгодно осуществлять закупки.

    Такая монополизация направления деятельности на данных видах культур в регионах нашей страны, несомненно, повлияла на то, что они составляли в 2013 году более 90% объема произведенных в закрытом грунте овощей. Оставшаяся доля приходилась в основном на листовой салат и болгарский перец.

    Диаграмма 1. Изменение структуры российского производства овощей защищенного грунта по виду продукции в 2012 – 2014* гг., %

    Источник: Федеральная служба государственной статистики, Intesco Research Group

    По другим видам культур существует вырезанная сезонность поставок. В частности в ЮФО, производством клубники, свежей зелени, цветной и брюссельской капусты, а также брокколи (которые являются нестандартными для большинства российских теплиц), занимаются частные фермеры. Делают они это только в весенне-летний период года, производя высадку растений сразу в открытый грунт. В остальное время рынок наполнен импортной продукцией.

    Тем не менее, в условиях расширения всего тепличного комплекса РФ ожидается рост «экзотичной» тепличной продукции за счет притока инвестиций в отрасль. И с учетом запрета на импорт продуктов питания из ЕС, некоторые отечественные тепличники уже в следующем году смогут предложить крупным сетям розничной торговли собственную альтернативу иностранным товарам.

    Например, клубнику собирается выращивать ЗАО «АГРОФИРМА «ВЫБОРЖЕЦ», по планам для создания производства будет вложено около 1 млрд руб. Одним из условий конкурентоспособности проекта, является использование энергосберегающих технологий, которые позволят значительно сократить производственные затраты на газ и свет, что в итоге снизит себестоимость ягоды.

    Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок срезанных цветов: комплексный анализ и прогноз до 2016 года» компании Intesco Research Group.

    При перепечатке необходимо ссылаться на команию Intesco Research Group.

    Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.