+7 (499) 444-11-26 Реализация инвестиционных проектов в России

Применение механизмов ГЧП в ТБО

  • 11 Ноябрь 2015
  •    Отрасль обращения с ТБО находится в стадии медленного формирования. Не только представители власти, которые по разным достаточно весомым причинам должны поддерживать экологию территории, но и сами жители столицы и регионов говорят о необходимости вторичной переработки отходов. При этом сложившаяся устаревшая система по управлению в отрасли, в большей степени благоприятствующая простому захоронению, не позволяет бизнесу полноценно выйти на данный рынок. В этом случае государственно-частное партнерство, механизм привлечения финансирования на условиях сотрудничества субъектов предпринимательства и органов власти, вполне может стать драйвером развития сферы управления твердыми бытовыми отходами в России, так как к решению существующих проблем через призму их рассмотрения с точки зрения бизнеса подключается государство.
       В России по данным Росприроднадзора подвергается переработке только 4-5% всех отходов, в том время как в Европейском Союзе показатель составляет 32% и растет довольно быстрыми темпами. Такой низкий процент переработки ТБО в нашей стране является результатом неразвитой отраслевой инфраструктуры (в виду отсутствия акцента на экологию во времена СССР и первое десятилетие постсоветского периода), а также с малым количеством самих предприятий-переработчиков. На текущий момент в соответствии с данными, представленными ТО РПН, насчитывается всего порядка 400 предприятий, из них доля комплексов по переработке ТБО составляет около 60%, комплексов по сортировке – 13%, мусоросжигающих заводов порядка 10%. Абсолютными лидерами по количеству несанкционированных свалок среди федеральных округов являются Центральный и Северо-Западный ФО, а по их площади – Приволжский ФО.
       В комплексной стратегии обращения с ТБО на необходимости использования механизмов ГЧП сделан акцент. В пятом разделе документа представлена следующая информация: «Финансирование реализации комплексной стратегии обращения с ТКО осуществляется… в том числе в рамках государственно-частного партнерства с использованием механизма концессионных соглашений».
       Предпосылками использования механизмов ГЧП должны быть, во-первых, экономические факторы, такие как достаточный объем рынка твердых бытовых отходов на рассматриваемой территории, наличие финансирования из бюджета для компенсации расходов частной стороны, а также гарантий возврата инвестиций.
       Во вторых, предпосылками являются административно-политические факторы, среди которых нельзя не выделить наличие фактической мотивации представителей власти территории к преобразованиям в экономике субъекта и развитию конкретно отрасли ТБО, а значит их открытости; наличие опыта реализации проектов в сфере ГЧП или сильная мотивация к обучению новым механизмам. Кроме того, будущий публичный партнер должен быть готов принять на себя часть рисков проекта: ГЧП подразумевает под собой разделение сторонами проектных рисков по принципу «отвечай за то, в чём разбираешься лучше других», в т.ч. рисков по загрузке проекта. Это позволяет каждому участнику чувствовать себя более уверенно, т.к. в случае возникновения проблемы, в которой он слабокомпетентен, второй участник партнерства взял на себя ответственность решить ее.
       Также важными предпосылками для реализации инвестиционного проекта с использованием механизмов ГЧП является наличие у территории отдельных стратегий или программ в сфере ТБО.
       При этом даже при наличии всех этих факторов реализация ГЧП-проекта в сфере управления твердыми бытовыми отходами не будет успешна, если в регионе нет экономически обоснованного и конкурентного действующим полигонам тарифа на утилизацию, за счет которого будет формироваться возврат инвестиций проекта. Современные тарифы в регионах по своей сути не позволяют не только получить прибыль частному партнеру, но даже окупить затраты. Региональные власти просто не позволяют себе повышение тарифов по ТБО в связи с низкими доходами граждан и итак относительно высокими ценами на прочие услуги ЖКХ (то есть европейский опыт в российских условиях не всегда релевантен).
       Уже сегодня существующие легальные полигоны, а также тысячи несанкционированных свалок нанесли серьезный ущерб природе, и дальнейшее невнимание к данной проблеме приведет к губительным результатам. Сложившаяся на сегодняшний день в России ситуация в области обращения с твердыми бытовыми отходами может привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу здоровью населения.  

    Более подробную информацию вы можете узнать из исследования «Механизмы ГЧП в России: текущая ситуация и перспективы» компании Intesco Research Group.
    Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.