+7 (499) 444-11-26 Реализация инвестиционных проектов в России

Счастье в клеточку: Обзор российского рынка вафель

  • 04 Март 2012
  • Ни один вид мучных кондитерских изделий не дает такой разнообразной гаммы вкусовых ощущений, как вафли. В процессе потребления вафли издают характерный хрустящий звук, приводящий в совокупности с их вкусовыми качествами ощущение незабываемого «хрустящего счастья». Благодаря этому вафли являются товарами повседневного спроса и по праву занимают достойную, довольно емкую нишу на любимом россиянами сладком рынке кондитерских изделий.

    В 2012 году рынок вафель остается устойчивым, предсказуемым для производства и реализации продукции, позволяя своим игрокам эффективно планировать развитие бизнеса, ориентированным на функционирование в условиях полноправного членства России во Всемирной торговой организации.

    В 2010 году продукция отечественных производителей занимала 94,8% объема рынка вафельных изделий в натуральном выражении (рис. 1).

    Доля зарубежной продукции невелика – всего 5,2%. Наметившаяся тенденция падения доли импорта в 2011 сменилась его ростом, и зарубежные поставки вафельной продукции увеличились: по оценке, доля зарубежной продукции на рынке возросла на 0,6% и составила 5,8%.

    По оценкам Intesco Research Group, данная тенденция роста доли импорта в соотношении импортной и отечественной продукции в условиях реального членства России в ВТО сохранится до начала 2013 года, несмотря на возможный рост отечественного производства вафельной продукции на 1,2%. К концу 2012 года объем российского рынка вафель прогнозируется на уровне 199,6 тысячи тонн, а доля импорта на нем возрастет до 5,9%.

    Рынок вафель входит в структуру рынка мучных кондитерских изделий и занимает второе место по величине его объема. В 2011 году наибольшая доля рынка мучных кондитерских изделий в натуральном выражении – 43,3% – принадлежала сегменту печенья (рис. 2).

    Сегмент вафель отстает в 3,1 раза от доли лидера, занимая 13,7% общего объема. Доля сегмента тортов составляла 11,2%. На сегмент пряников приходилось 10,7% рынка. Также значимые доли принадлежали сегментам рулетов и пирожных – 8,4 и 4,4% соответственно.

    В 2011 году конъюнктура рынка мучных и сахаристых кондитерских изделий на фоне общей стабилизации макроэкономической ситуации заметно улучшилась. По итогам года объем розничных продаж этой продукции составил 580,3 млрд рублей, при этом рост по сравнению с предыдущим годом превысил 18%. В стоимостном выражении розничные продажи кондитерских изделий увеличились на 89,7 млрд рублей (рис. 3).

    Анализ динамики розничных продаж показал, что, в 2011 году как и в предыдущие годы, для розничных продаж кондитерских изделий характерна сезонность. Максимальный рост спроса на продукцию приходится на четвертый квартал каждого года. Резкий спад розничных продаж, как правило, происходит в первом квартале. В течение остального времени объем продаж в стоимостном выражении также постепенно растет, но более медленными темпами.

    В течение 2007-2008 годов на российских предприятиях наблюдалась тенденция к наращиванию объемов производства вафель, причем с каждым годом темп роста постепенно увеличивался. Исключением стал кризисный 2009 год, когда российскими производителями на рынок было предложено на 13,1 тысячи тонн меньше этого мучного кондитерского изделия, чем в предыдущем году. В 2010 году ситуация изменилась, совокупный объем производства вафельных изделий увеличился до 195,3 тысячи тонн – по сравнению с 2009 годом рост составил более 15%. По оценкам, в 2011 году произошло незначительное сокращение объема производства - на 1,5%.

    Лидерами производства вафель в 2011 году стали Сибирский, Центральный и Приволжский федеральные округа (рис. 4).

    Около трети всего объема российского производства вафель приходилось на Сибирский ФО. Центральный ФО в данной структуре занял долю в 25,2%, а доля Приволжского ФО составила более 24%. В целом на эти федеральные округа приходится более 80% всего предложения отечественных вафель на рынке. На Северо-Западный федеральный округ приходится около десятой части, Уральский федеральный округ – 3,5% и на Южный федеральный округ  –  около 3% данного производства.

    Наибольшие объемы выпуска вафель – 23% общероссийского объема производства - по-прежнему приходились на Кемеровскую область. Также значимые доли занимали Омская, Саратовская области, Москва и Татария – от 5 до 7,1% отечественного производства данной продукции каждая. Предприятия Новгородской, Тверской, Белгородской и Пензенской областей, а также Чувашской Республики поставляли на рынок от 3,4 до 4,7% общего объема производимой в России вафельной продукции.

    Доля сегмента вафель в структуре российского производства мучных кондитерских изделий по видам в натуральном выражении в 2011 году существенно не изменилась по сравнению с предыдущим годом (рис. 5).

    В структуре отечественного производства мучных кондитерских изделий по видам в натуральном выражении, почти совпадающей со структурой самого рынка, сегменту вафель принадлежит доля в 13,7%. Наибольшую долю занимает сегмент сладкого печенья – больше трети, на торты приходится чуть более десятой части; величина сегмента пряников составляет 11%. Наименьшую долю в данной структуре занимает сегменты восточных сладостей и кексов – 3,6 и 2,6% соответственно.

    Российский рынок вафель разделен на два основных сегмента: пакетированные и развесные изделия. Одной из тенденций последних нескольких лет стало стремление производителей увеличивать продажи фасованной продукции при одновременном сокращении доли изделий, продаваемых на развес.

    В рамках уже существующих категорий в сегменте вафель появились новые продукты: вафельные торты, вафельные трубочки, вафельные конфеты, батончики, рулетики, мягкие вафли, «домашние» вафли, вафельные пирожные, печенье.

    В середине 2011 года крупнейшими производителями в сегменте вафельных тортов являлись два московских предприятия: кондитерская фабрика «Большевик» и комбинат «Коломенское», а также питерская фирма «Пекарь». Крупным производителем в сегменте вафельных трубочек являлась нижегородская кондитерская фабрика «1 Мая». Значительная часть вафельных батончиков, продающихся на российском рынке, производилась компанией Cadbury (Cadbury Kraft Foods) под маркой «Темпо». Ведущие позиции в сегменте мягких вафель занимает компания «Акульчев», обеспечивающая около 70% совокупного предложения отечественного продукта на рынке.

    В 2011 году в динамике цен отечественных производителей на вафли наблюдался значительный рост. В декабре 2011 года средняя отпускная цена на вафли составила 79,4 тысячи рублей за тонну. Этот показатель на 27,6%, или на 17,2 тыс. руб./т, выше, чем в аналогичном месяце предыдущего года. Средняя стоимость 1 тонны вафель в целом за 2011 год составила 75,4 тысячи рублей. В 2010 году этот показатель был равен 56,4 тыс. руб./т. Таким образом, рост относительно 2010 года составил 33,7%.

    Вафли являются наиболее дорогим продуктом на оптовом российском рынке мучных кондитерских изделий – отечественные производители в феврале 2012 года установили на этот вид продукции цену в 78,3 тысячи рублей за тонну. Предложение сладкого печенья оказалось на 23% дешевле – отпускные цены на этот вид мучных изделий составили 59,8 тысячи рублей за тонну. Третье место по уровню оптовой цены принадлежит пряникам и коврижкам – цена тонны пряников и коврижек составила 56,2 тысячи рублей, что на 28,2% ниже, чем на вафли. Печенье сухое (крекеры и галеты) отечественные производители предлагают на рынке по средней цене 45,5 тысячи рублей за тонну.

    Сравнение средних розничных цен в феврале 2012 года показывает, что наиболее дорогим видом мучных кондитерских изделий являются торты и пирожные. Российские потребители могли приобрести этот продукт по средней цене 286,6 рубля за килограмм, что на 44% дороже рулетов и кексов, стоимость которых составила 160,5 рубля за килограмм (рис. 6).

    Вафли в розничной продаже, по оценке, в среднем реализуются по цене 174,1 руб./кг. Таким образом, 1 кг вафель превышает стоимость печенья почти в 2 раза.

    Согласно данным исследования, проведенного компанией Intesco Research Groupв российских городах-«миллионниках» (размер выборки – 2,5 тысячи человек), в 2010 году большинство россиян активно потребляли печенье, пряники и вафли – так ответили соответственно 84, 55 и 31% опрошенных. При этом в группе потребителей с высокими доходами преобладает спрос на пирожные, рулеты, торты и кексы. Самыми популярными критериями, по которым россияне выбирают мучные кондитерские изделия, являются индивидуальные вкусовые предпочтения и доступная цена – так ответили соответственно 47 и 46% опрошенных. Высокое качество продукции является наиболее важным критерием для 29% респондентов. Что касается  потребителей вафель, то при появлении у них финансовых затруднений каждый четвертый из них будет искать новые магазины, где данная продукция стоит дешевле.

    В 2011 году на территорию России было ввезено около 12,4 тысячи тонн вафель зарубежных производителей. Вафли в Россию поставляют производители из Украины, Польши, Германии, Австрии, Сербии, Турции, Франции, Болгарии, Бельгии, Италии и других стран. Основными поставщиками импортных вафель являются Украина – на нее приходится 68% совокупного объема импорта, Польша – 13,8%, Германия – 8%, Австрия – 2,4%. На все остальные страны приходится чуть более 7% всех импортируемых Россией вафель.

    В течение 2009-2010 годов наблюдалось падение объемов российского экспорта вафель – соответственно на 4 и 18% относительно предыдущих годов. В 2010 году из России в другие страны было вывезено 9,97 тысячи тонн этой продукции. В прошлом году совокупный объем экспорта в натуральном выражении сократился на 27% и составил 7,3 тысячи тонн. По большей части это связано с упрощением товарообменных процессов между странами Таможенного союза: данные по Казахстану, крупнейшему импортеру значительного числа российских товаров, теперь не учитываются в общей таможенной статистике.

    Основными странами назначения российских поставок вафельных изделий являются Азербайджан, Украина, Монголия, Таджикистан, Киргизия, Туркмения и Германия. При этом на Азербайджан, Украину и Монголию приходится около 63% всего российского экспорта вафель.

    Россия сделала важный шаг для развития отечественного экспорта – к концу 2012 года РФ станет полноправным членом ВТО. Членство в ВТО принесет потенциальную возможность расширения географии и объемов экспорта отечественных кондитерских изделий, в том числе и экспорта вафель, расширяя тем самым круг зарубежных потребителей российской продукции.

    Подробную информацию о состоянии рынка вафель можно получить в исследованиях консалтинговой компании Intesco Research Group «Рынок вафель-2012» и «Российский рынок мучных кондитерских изделий-2012».

    При перепечатке необходимо ссылаться на компанию Intesco Research Group.